Тики у детей - что делать?

Тики - это быстрые и непроизвольные, шаблонно повторяющиеся, неритмичными, короткие сокращения отдельных мышц или группы мышц, они появляются помимо воли ребенка. Движения избыточны и насильственны, поэтому иногда их еще называют тикозные гиперкинезы. Внешне это выглядит всегда примерно одинаково, проявления обычно однообразны, чаще всего тики возникают в мышцах лица, шеи... Заметить их легко. Если это тики лицевых мышц, ребенок внезапно морщит лоб, нахмуривает брови, зажмуривает глаза, двигает носом, складывает губы трубочкой. Тики в мышцах шеи и плечевого пояса проявляются эпизодами поворотов и подергиваний головой, как будто бы, в глаза малышу лезут длинные волосы, или мешает шапка; а также движения плечами и шеей, как при ощущении неудобства от тесного воротника или некомфортной одежды. Кстати, именно такие проблемы с одеждой могут послужить одним из пусковых механизмов развития тиков. Наиболее выражены тики в состоянии общей двигательной неподвижности ребенка, когда ему скучно, бывают и при умственном сосредоточении ребенка, например, при просмотре телевизора, чтении книги или выполнении уроков. Наоборот, если ребенок сильно чем-то увлечен, азартно занят энергичной игрой, много двигается, тики могут ослабевать и даже исчезать.


Статистика по тикам впечатляет, тики заслуженно считаются одним из наиболее частых неврологических нарушений у детей, и последнее время число детей с тиками уверенно возрастает, а возраст начала тиков неуклонно снижается. Намного чаще тики стали встречаться в грудном возрасте, тики «молодеют» прямо на глазах! По данным последних исследований транзиторные или хронические тикозные расстройства встречаются каждого четвертого-пятого ребенка! По статистики тики у мальчиков возникают в три раза чаще, и протекают они заметно тяжелей, чем у девочек.


Тики значительно усиливаются под влиянием эмоциональных стимулов - тревоги, страха, смущения. Заболевание носит волнообразный характер с периодами улучшения и обострения. У детей, например, период улучшения может наблюдаться во время каникул.


Тики часто сочетаются с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ). В таких случаях у детей отмечаются проявления школьной дезадаптации: низкая успеваемость и плохое поведение. Гиперкинезы часто осложняются обсессивно-компульсивными расстройствами в виде стереотипных навязчивых мыслей, образов (обсессий) и навязчивых действий (компульсий). Необходимо отметить, что дети с тиками характеризуются повышенным уровнем тревожности.


Следует по возможности исключать необычные отрицательные и положительные раздражители. Тики часто усиливаются во время просмотра телевизионных передач, особенно при выключенном электрическом свете. Дело в том, что яркий мерцающий свет способен провоцировать изменения биоэлектрической активности головного мозга. Поэтому просмотр телевизионных передач детям с тиком должен быть максимально ограничен в течение 1-1,5 месяца. Такие же ограничения касаются компьютерных игр. Не следует акцентировать внимание ребенка на тиках, одергивать его, так как это способствует невротизации и усиливает тики.


Основной помощью в данной ситуации будет обращение к психологу. Задача психолога в данном случае заключается в исследовании причин возникновения тиков и атмосферы, в которой эти тики поддерживаются. Причиной может быть сильный стресс, и тогда работа ведется со стрессовой ситуацией. Что же касается возникновения тиков " на ровном месте", то это результат накопления "критической массы" напряжения в психике ребенка, которое начинает проявляться в виде неконтролируемых движений. причиной этому служат прежде всего проблемы в семье, а потом уже проблемы в школе или саду. Родители, пытающиеся чрезмерно контролировать своего ребенка, вызывают у него сильное чувство тревоги, он боится ошибиться или выглядеть глупым, и получить на это негативную эмоциональную реакцию.


На этом фоне проявляются тики, как процессы, которые не поддаются контролю, как один из возможных физиологических ответов на чрезмерный контроль со стороны старших. Задача психолога - это показать родителям, как они неосознанно создают напряжение, которое приводит к тикам и работать над новыми стратегиями поведениями. Здесь будет очень полезна и индивидуальная психотерапия родителей, чтобы помочь им избавиться от внутреннего напряжения, излишки которого они "скидывают" на ребенка.


Главное, что нужно понимать родителям, это то, что ребенок является частью семейной системы и у него НЕ БЫВАЕТ СОБСТВЕННЫХ ПРОБЛЕМ. Любые нарушения в эмоциональной, поведенческой сфере ребнка - это результат нарушений в семье, которые проявляются в ребенке быстрее и заметнее, чем у взрослого в силу его(ребенка) открытости и чувствительности к среде, в которой он находится. 

Дорогие родители, помните, работая над своими проблемами - вы заботитесь о своих детях. Ловите свои проблемы "за хвост" и старайтесь их решить как можно раньше. Не засовывайте их вглубь, негативные эмоции все равно найдут выход, и чем лучше вы контролиируете, тем выше вероятность, что они ударят по тому, что к ним значительно более чувствителен.

Будьте здоровы.